Развитие дошкольника

Развитие дошкольникаДошкольниками считаются дети трех — семи лет. Начинается этап подготовки к школьному обучению: их учат писать, считать, читать; тренируют воображение, мышление, восприятие, память, а также мелкую моторику. Нужно уметь превратить обычные занятия в игру, так чтобы малышу постоянно было интересно узнавать, открывать для себя что-то новое, но нельзя чрезмерно его перегружать, злиться, если что-то не получается.Развитие дошкольникаДошкольниками считаются дети трех — семи лет. Начинается этап подготовки к школьному обучению: их учат писать, считать, читать; тренируют воображение, мышление, восприятие, память, а также мелкую моторику. Нужно уметь превратить обычные занятия в игру, так чтобы малышу постоянно было интересно узнавать, открывать для себя что-то новое, но нельзя чрезмерно его перегружать, злиться, если что-то не получается.

Благодаря, возникающим возрастным противоречиям формируется психика детей (потребность в движении, во взаимодействии с родными, в изучении окружающего пространства), младший дошкольник овладевает речью и задает целую кучу вопросов, причем ждет, что к нему отнесутся серьезно, как к равному себе. Это познавательное общение.

В возрасте трех лет закладываются основы для формирования личности ребенка, возникает новообразование «внешнее Я сам». В этот момент он переживает возрастной кризис развития, если родные игнорируют его мнение, желание быть самостоятельнее, то он начинает протестовать, появляется упрямство, негативизм, строптивость, своеволие.

Меняется поведение младшего дошкольника, который может прекратить заниматься любимыми «делами», конфликтовать с родителями и требовать большей независимости. Близкие люди должны учитывать изменения, происходящие с ним, перестроить прежнюю систему отношений, то есть признать, что он стал взрослее.

Малыши усваивают общественные формы поведения при помощи подражания, постепенно перенимают и воспроизводят их при определенных обстоятельствах. Они наблюдают за поведением, действиями окружающих людей, стараются проанализировать их, делятся своими впечатлениями с домашними. Это личностное общение, причем здесь они играют роль ученика добровольно.

Следующая разновидность межличностного взаимодействия – общение со сверстниками. Они стремятся сотрудничать, совместно осуществляя какую-либо деятельность, например, в ходе ролевых игр пытаются исполнять разнообразные профессиональные обязанности, функции взрослых (врач, водитель); изображают особенности их взаимоотношений. Так они конкретизируют свои знания об окружающей среде, ценностные и нравственные представления, сравнивают себя со своими сверстниками, получая более полную информацию о себе. В итоге, их поведение начинает приобретать произвольный характер.

Ведущей деятельностью для младших дошкольников является предметно-действенное сотрудничество. Действия детей становятся целенаправленными, происходит соподчинение мотивов: проявляются доминирующие, подчиненные. Выделяются две разновидности мотивов: общественно значимые и личные. В среднем, младшем дошкольном возрасте доминирует вторая категория. Они, всячески стремятся заслужить одобрение, похвалу от родителей, поэтому не забывайте поощрять ребенка за хорошие поступки.

Огромное значение для развития дошкольника имеет трудовая деятельность, влияя на становление воли, самоконтроля, мышления; формирование ответственности и дисциплинированности. В процессе выполнения домашних поручений ребенок взаимодействует с родными, чувствует себя причастным к общественно важному делу.

В пять дети способны создавать простой план действий, который приведет их к желаемым результатам, делают более совершенные поделки, рисунки. На этом этапе они все еще обладают наглядно-образным мышлением. Одним из основных психических новообразований средних дошкольников является способность к использованию, обобщению характеристик, свойств различных предметов, а также умение выстраивать связь между разного рода событиями и предметами.

Детки могут пересказывать содержание небольших произведений или коротко рассказывать о себе, так как обладают относительно развитой речью. Они активнее увлекаются игрой, общением со сверстниками.

У старших дошкольников ярко проявляется потребность в самоутверждении, признании их самостоятельности, поэтому они с удовольствием готовы выполнить какую-то сложную задачу, проявить себя творчески. В детском саду для них создаются специальные условия, при которых совершенствуются их познавательные психические процессы, воля; оттачиваются такие качества, как целеустремленность, усидчивость, любознательность, готовность преодолевать сложности. Необходимо хвалить детей за успехи.

У ребенка складывается оценочное отношение к себе и окружающим. При участии взрослых он учится находить, исправлять собственные недостатки. У него начинает вырабатываться образ себя идеального (каким бы хотел стать) и реального (какой есть на самом деле). При этом если они не совпадают, то старший дошкольник старается как можно сильнее приблизить их друг к другу.

Творческая деятельность невероятно важна для развития старших дошкольников. Она позволяет выражать себя, генерировать новые ходы, совершенствовать мелкую моторику, поэтому воспитатели часто организуют разнообразные конкурсы, спектакли. В творчестве детки проходят весь сложный путь реализации своей задумки: от замысла до воплощения в реальность (открытка, рассказ).

Постепенно в старшей группе дошкольников возникает желание стать первоклассником. Нужно сформировать у ребенка представление об обязанностях, атрибутах и особенностях деятельности младшего школьника, но так, чтобы у малышей не возникло чувство отторжения, сопротивления.

Старший дошкольник 6 лет. Как правило, организм уже способен вынести все физические, интеллектуальные, моральные, психологические нагрузки, которые могут возникнуть в школьных условиях. Ребенок обладает необходимым уровнем развития воли, самоконтроля, психических познавательных процессов; имеет соответствующие требованиям учебного заведения знания, возможности (интеллектуальная готовность). Часто, определяя степень готовности своего чада к школе, родители обращаются за помощью к психологу, который анализирует социальную, личностную, волевую, интеллектуальную зрелость будущего ученика.

Мы рассмотрели основные характеристики, присущие младшим, средним и старшим дошкольникам. Безусловно, в рамках одной статьи нельзя перечислить все психические новообразования, особенности этих периодов, поэтому мы это сделали весьма кратко. В любом случае, каждый малыш уникален и неповторим, а, следовательно, необходимо разработать к нему особый подход, учитывающий все тонкости его развития.