Что значит мама для малышаВ современных семьях довольно часто складывается ситуация, когда вскоре после родов мать вынуждена выходить на работу (или учебу), оставляя ребенка на попечение бабушек, нянь, сестер и старших детей, в результате чего ребенок с самого раннего возраста (приходилось сталкиваться с ситуацией, когда мальчику не исполнилось и четырех недель) остается один или с незнакомыми ему людьми.Что значит мама для малышаВ современных семьях довольно часто складывается ситуация, когда вскоре после родов мать вынуждена выходить на работу (или учебу), оставляя ребенка на попечение бабушек, нянь, сестер и старших детей, в результате чего ребенок с самого раннего возраста (приходилось сталкиваться с ситуацией, когда мальчику не исполнилось и четырех недель) остается один или с незнакомыми ему людьми. В дальнейшем его будущее распланировано практически до мелочей: детский сад, школа. Мать работает все больше и больше, уходит в семь, приходит в восемь усталая. Попытка ребенка приласкаться все чаще заканчивается волной упреков: “Я работаю, чтобы у тебя все было. Могу я хотя бы минуту отдохнуть?”

Конечно, можно вполне резонно оправдывать себя тем, что в нашей стране иначе нельзя, ребенка нужно чем-то кормить и так далее, но проблемы это совершенно не решит.

Долгое время достаточно популярной была теория, что аутизм (серьезное психическое заболевание, при котором человек совершенно неадекватно общается, неспособен ни на чем сосредоточиться и ведет себя совершенно ненормально) возникает именно у тех детей, которые в самом раннем возрасте общались с холодной и непредсказуемой матерью. В самом раннем возрасте (еще до года) у ребенка должно сформироваться базовое доверие к миру, для чего просто необходимо постоянно общаться с мамой, видеть ее улыбку. Ребенок, недополучивший внимания (и это уже подтверждено множеством исследований), в будущем будет настроен более пессимистично, у него скорее всего сложится заниженная самооценка, — говоря простыми словами, он просто не будет доверять миру вокруг себя.

В последние годы было очень много исследований, проверявших, насколько серьезно влияет на ребенка отсутствие матери. Психологи пришли к неутешительному выводу: дети, с которыми недоиграли, недоговорили, которым недоулыбались, развиваются медленнее, позже начинают говорить, ходить, хотя физиология у них находилась в полном порядке, и физическое развитие не отставало от развития обычных детей, выросших в семье (так называемый госпитализм). К тому же впоследствии у таких детей с большим трудом развивается восприятие различных моральных норм, различий между своим и чужим. Дети, выросшие при недостатке общения, зачастую более эгоистичны, холодны, невосприимчивы, чем их более счастливые в этом плане сверстники. улыбайтесь своему ребенку!

Для маленьких детей (да и не только детей — это свойственно и детенышам млекопитающих) общение со взрослым гораздо важнее пищи — между конфетой и улыбкой взрослого он выберет улыбку взрослого. Когда ребено
2000
к подрастает, деньги на карманные расходы (а это традиционная политика более или менее обеспеченных семей — откупиться от ребенка) никогда не заменят ему душевной беседы, тем более что избыток денег (как и их постоянный недостаток) приводит к тому, что ребенок любые отношения сводит к варианту “продавец — покупатель”, а впоследствии и вовсе оказывается неспособен на нормальные межчеловеческие контакты.

Нельзя сказать, что ребенку требуется именно мать, хотя с ней выстроить близкие отношения ему важнее всего, однако если при живой, но вечно занятой матери с ребенком постоянно сидит другой человек (даже если это бабушка, которая довольно часто чересчур сильно балует внука), видение мира ребенком уже будет изменяться относительно нормального. Довольно часто складывается следующая ситуация: ребенок растет нормальным, умеет общаться со сверстниками, с бабушкой (няней), другими взрослыми. И единственным человеком, с которым у него возникают проблемы, оказывается мама (пока сидит с тем, кто проводит с ним больше всего времени, будет “как шелковый”, только мать приходит с работы — начинает капризничать, все разбрасывать, плакать), он как бы обвиняет ее своим поведением в том, что она недостаточно уделяет ему времени. В подростковом возрасте такой ребенок, скорее всего, будет выговаривать матери за малейшие оплошности, бросаться словами “ты же вечно занята” и “что тебе мешало воспитывать меня раньше, теперь уже поздно!”.

Сказки и традиции
Однако всех этих тяжких как для ребенка, так и для матери последствий можно избежать. Достаточно простой выход — терапевтические сказки. Однако если достать такую литературу затруднительно, можно воспользоваться и самыми обычными, проверенными веками историями. Просто нужно их читать не просто так, а с умом. Подобрать сказки, где герой остается один, потому что мама (или кто-то близкий) ушел по своим делам (подойдет даже обычный советский мультик про мамонтенка), а потом задавать ребенку простые вопросы: почему мама ушла, что именно случилось, правильно ли поступила мама или нет. И в это время осторожно объяснять ребенку, что мама его любит, что она всегда о нем думает, она всегда с ним рядом.

Более взрослым детям помогут домашние традиции, только не нужно впадать в крайность: субботняя уборка — это повинность, и нужен большой талант, чтобы превратить ее в праздник. А традицией может стать поход в магазин, совместный обед или просто обязательный вечерний разговор два-три раза в неделю. Помогают такие ритуалы, как поцелуй на ночь, объятие перед уходом в детский сад или школу (моя подруга, например, прежде чем отпустить ребенка сначала в сад, а потом в школу, нажимала ему указательным пальцем на нос — как она говорила: “Невидимая мама рядом”). Все это помогает избавить ребенка от страха остаться в одиночестве (он знает, что о нем думают) и создать иллюзию присутствия матери.

Желательно также не отмахиваться от ребенка со словами “Не видишь — я устала”, или “Я занята”, гораздо лучше будет сказать: “Видишь, мама устала. Она сейчас отдохнет и поговорит с тобой”.

Все эти немногочисленные мелочи не только позволят не потерять контакт с ребенком именно вам, но и помогут ему в будущем более свободно общаться с миром и чувствовать себя достаточно уверенно в нем, а это — одна из немаловажных основ для того, чтобы ребенок стал успешным и счастливым человеком. “Я занята!”, “У меня нет на тебя времени!”, “Ты что, не видишь, сколько я работаю, чтобы у тебя было что поесть?” — вы бы не хотели этого говорить, но так устаете… А вы задумывались, что каждый раз, произнося это, вы травмируете психику, а значит и будущее вашего ребенка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *