Качества родителей для успешного воспитания ребенкаЗачастую, говоря о различных секретах воспитания детей, забывают о том, что эти методы применимы лишь при наличии у родителей развитых определенных качеств характера. Например, если у родителей нет терпения, то применение большинства существующих методик воспитания (даже самых лучших) будет затруднительно или даже невозможно.Качества родителей для успешного воспитания ребенкаЗачастую, говоря о различных секретах воспитания детей, забывают о том, что эти методы применимы лишь при наличии у родителей развитых определенных качеств характера. Например, если у родителей нет терпения, то применение большинства существующих методик воспитания (даже самых лучших) будет затруднительно или даже невозможно.
В каждом человеке есть хоть понемногу все качества характера, просто одни из них развиты, а другие нет. И мы в силах развить в себе то или иное качество. Если в человеке есть хоть немного, например, того же терпения, то его вполне можно развить, особенно если делать это сознательно. И тогда процесс воспитания ребенка становится также процессом воспитания вас самих, и не только вы учите ребенка, но и он учит вас.

Альтруизм. Альтруизм в воспитании детей предполагает отсутствие корыстных отношений. Собственно говоря, безусловная (материнская) любовь — это и есть альтруизм. Очень часто ставится знак равенства между материнством и альтруизмом. Как это не печально, но чаще всего это не так. Действительно, матери заботятся о детях, стараются, чтобы им досталось все самое лучшее, но зададим себе вопрос, а всегда ли бескорыстно? Слишком часто приходится слышать о том, что “дети будут о нас заботиться в старости, будут помогать” и т.д. Получается, что мы заботимся о детях, чтобы они потом заботились о нас. Какой же тут альтруизм? А как часто можно услышать от родителей упреки детям в неблагодарности? И это тоже говорит о том, что очень редко материнство (и отцовство тоже) построены на альтруизме.
Нужно понимать, что альтруисту не нужна ни благодарность, ни какое-либо другое вознаграждение за то, что он сделал. Он живет по закону- “чем больше вы сделаете добра другим, тем больше вы его себе сделаете” (Э.Куэ).
Начните отработку альтруизма со своих детей. Постарайтесь, чтобы ваше отношение к ним было бескорыстным. Не требуйте от них благо­дарности за то, что вы им даете. Попробуйте давать им, жить для них и за это ничего не требовать. Но это еще не все. Необходимо, кроме того, отказаться и от отношений собственничества между вами и вашими детьми. Одно дело, когда вы всего себя отдаете ребенку, считая, что он ВАШ (”раз я его породил, значит я имею право делать с ним все что хочу”), и другое дело, когда вы дарите ребенку свою любовь, но не потому, что он ВАШ, а потому, что любовь- ваше естественное состояние.

Терпение. Особенно это качество необходимо родителям на первом году
2000
жизни ребенка. Следует отметить, что от терпения родителей зависит физическое и психическое здоровье не только детей, но и самих родителей. Не зря о терпении на Востоке говорят как о способе сбережения энергии. Нетерпеливый человек растрачивает всю свою энергию, которую можно было бы использовать гораздо эффективнее, впустую.

Честность. Чтобы быть честным по отношению к ребенку нужно быть честным в первую очередь по отношению к самому себе, что очень и очень непросто. Если мы все же хотим, чтобы наши дети выросли честными людьми (понимая при этом, что им придется из-за этого в жизни совсем непросто), то нужно научиться отслеживать у себя проявления самообмана, что и должно в конце концов привести к честным взаимоотношениям с ребенком.
И несколько слов о том, как важно держать свое слово в отношениях с детьми. Все невыполненные обещания разрушают веру ребенка в родителей, пожалуй, сильнее всего. Может быть, лучше не обещать вовсе или очень хорошо взвешивать свои обещания и, пообещав, выполнять.

Искренность. Иногда приходится встречаться с мнением, что честность и искренность — это одно и то же. Это не совсем так, хотя понятия действительно близки, но честность относится к сфере духовности, а искренность- к сфере душевности. Без честности не может быть искренности, но честность без искренности возможна. Пример этому люди, безоглядно говорящие правду, даже когда она приносит вред. Понимая всю условность понятий, определение искренности — это добрая честность или, учитывая относительность добра и зла, это сердечная честность. Особенно важен этот вид честности в общении с детьми. Практически все дети очень хорошо чувствует всякого рода фальшь и неискренность и в таких случаях “закрываются” от взрослых.

Ненавязчивость. Навязчивые родители своими действиями как бы связывают ребенка, лишают его свободы. А кому понравится, когда покушаются на его свободу? И неважно, что многие оп­равдывают свою навязчивость благими намерениями. Если бы взрослые могли читать мысли детей в тот момент, когда они (взрослые) проявляют свою навязчивость! Наверное, для многих это стало бы откровением и заставило бы хоть в какой-то мере изменить свою линию поведения. Великий детский врач, писатель, педагог Януш Корчак описал подобную ситуацию: ‘Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал, почему он грустный? Он думал: “Да отстань ты от меня”.
Одна крайность в данном случае — это навязчивость, другая — полное безразличие. Идеальный вариант, как всегда, где-то посередине.

Уверенность в себе. Если вы выбрали методику воспитания, хотя бы несколько отличающуюся от общепринятых, будьте готовы к тому, что найдется огромное число “доброжелателей”, которые будут убеждать вас в ошибочности вашей методики и пугать всеми напастями, которые могут произойти, если вы не перестанете “издеваться” над ребенком. Например, если вы не будете кутать ребенка, то наверняка кто-нибудь вам расскажет о том, как их знакомые тоже легко одевали ребенка и он из-за этого два месяца провел в больнице. Или если вы будете носить грудного ребенка в “кенгурушке” (кстати, очень удобно и родителям, и малышу), то обязательно к вам подойдет какая-нибудь бабушка (хорошо если одна) и скажет что-то типа: “Ой-ой, у него же так позвоночник искривится!” Вот тут-то без уверенности в себя и свои сипы делать нечего.
Эмиль Куэ, подаривший миру метод самовнушения (впрочем, и до Куэ этот метод использовали адепты различных йоговских и эзотери­ческих школ), писал: “Сомнения — это полупоражение”. Если вы уже что-либо решили, то сомнения нужно отбросить и с уверенностью в своих силах действовать.

Гибкость (психологическая). Многим родителям, любящим детей, прекрасно образованным, серьезно относящимся к воспитанию детей для успешного воспитания не хватает самой малости, а именно — психологической гибкости. Если бы мы воспитывали некоего “усредненного ребенка”, тогда в этом качестве не было бы никакой необходимости — нужно было бы только строго следовать набору определенных правил, предписаний, инструкций. Но так как все мы признаем “единственность и неповторимость” каждого ребенка, то следует признавать и необходимость “единственного и неповторимого” подхода к воспитанию конкретного ребенка. А такой подход невозможен при отсутствии психологической гибкости.

Любознательность. Родителям, кроме всего прочего, должно быть интересно воспитывать детей. Если интереса нет, а есть только жесткая необходимость, то даже самая лучшая методика воспитания может быть неэффективной. Впрочем, в большинстве случаев, осознанно или нет, но интерес у родителей есть. Конечно, благодарить за это нужно ребенка, ведь именно он вносит в жизнь родителей очень большой элемент новизны, пробуждая интерес родителей к себе, к тому, как он растет, развивается, познает мир.

Чувство юмора. Нет ничего печальнее воспитания детей родителями, у которых напрочь отсутствует чувство юмора. Таким детям можно только посочувствовать — у них скорее всего будут серьезные проблемы в жизни и прежде всего в общении с другими людьми.
Да и самим родителям, не имеющим чувства юмора, и особенно по отношению к себе, гораздо сложнее воспитывать детей, тем более что юмор является прекрасным средством эмоционального саморегулирования, в котором нуждается подавляющее большинство родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *