exe || 117Kb
exe || 117Kb
— Как построить нормальное общение с ребенком?
— Как заставить его слушаться?
— Что делать, если отношения с ним совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами.
Может ли психология помочь родителям и воспитателям в их действиях?
Безусловно, может.
В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для его развития. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, — случаев, не объяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина в неудовлетворенной потребности детей в психологическом контакте — уходе, внимании, заботе со стороны взрослого. Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых и практиков.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредным. Плохая еда отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Напротив, как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.